Рано или поздно у большинства автомобилистов возникают вопросы: Какое масло залить в двигатель? Какое лучше и почему? В чем различия?…

Начинаются поиски информации, расспросы друзей-знакомых и, зачастую, чем больше становится информации, тем сложнее решить, на каком масле, какого производителя остановить свой выбор.

Попытаемся разобраться в этой ситуации. Для чего окунемся немного в теорию и попытаемся понять некоторые процессы, происходящие в двигателе.

Какие функции выполняет масло в двигателе? Казалось бы, ответ очевиден- снижение трения и износа! Да это действительно основная функция масла, но не единственная.

Вторая, не менее важна – охлаждение. Может быть, кто-то возразит: для этой цели на автомобилях есть отдельная жидкостная система охлаждения. Дело в том, что не все двигатели имеют жидкостную систему охлаждения (например, некоторые модели Порше, всем известный с Советских времен Запорожец, а также мото-техника…), но даже там где эта система есть, лишь часть элементов двигателя охлаждается охлаждающей жидкостью. Самые горячие детали и все пары трения охлаждаются моторным маслом.

Еще одна важная функция-очистка рабочих поверхностей. В процессе работы в двигателе образуется большое количество продуктов сгорания, появляются продукты износа-твердые частицы с высокими абразивными свойствами. Помимо этого, при всасывании воздуха во впускной коллектор не все твердые частицы задерживаются воздушным фильтром, часть из них попадает внутрь двигателя. Задача масла смывать все загрязнения с поверхностей и, поддерживая во взвешенном состоянии, доставить в масляный фильтр.

Четвертая функция-нейтрализация продуктов горения. При сгорании топлива выделяется много вредных веществ: угарный, углекислый газы,окислы, при взаймодействии с парами воды образуются серная и азотная кислоты… Многие из этих веществ, помимо вреда здоровью людей, наносят вред двигателю. Чем лучше масло справляется с нейтрализацией продуктов горения, тем чище будет ваш двигатель, тем лучше он будет работать и дольше прослужит.

И последнее, нельзя отрицать, что масло является элементом конструкции. В былые годы ассортимент моторных масел был ограничен. Инженер моторист делал расчет двигателя под параметры масла, взятые из справочника. Сейчас ситуация изменилась. Многие ведущие моторостроители производят расчет двигателя так, чтобы сделать его максимально эффективным и экономичным, а затем производят расчет масла подходящего под полученные параметры двигателя. Поэтому появились так называемые специальные масла, изготовленные по специальным стандартам моторостроителей. Так, например, в ассортименте масел Motul есть линейка SpecificLine- масла,изготовленные по специфическим стандартам ведущих моторостроителей: VW-group, Mercedes-Benz, BMW, GM, Ford, Renault, Pegeot… и имеющие письма одобрения этих производителей.


Как же правильно выбрать масло? Почему такой широкий ассортимент масел? Из-за чего масла существенно разнятся по цене?

Иногда можно услышать мнение, что масла все одинаковые и цена определяется только аппетитами того или иного производителя. Следовательно, не стоит выбрасывать деньги на ветер, переплачивая за премиальное масло. Это не верно.Чем более качественное сырье, технологичное оборудование, совершенный пакет присадок используется для производства масла, тем более эффективно масло будет выполнять перечисленные функции и обеспечит ему лучшую защиту. Соответственно, высокотехнологичные качественные масла не могут быть дешевыми.

Ресурс масла напрямую зависит от стойкости к окислению. Наиболее стойки к окислению масла, произведенные по синтетическим технологиям, поскольку в них не содержится вредных примесей, характерных для минеральных масел. Помимо стойкости к окислению они образуют прочную масляную пленку, которая выдерживает 6,5-7 тонн на квадратный сантиметр (у полиальфаолефиновых масел) против 0,9 - 1 тонны у минеральных масел. У сложноэфирных (эстеровых) 100% синтетических масел этот показатель достигает 22 тонны на квадратный сантиметр! Помимо этого, у синтетических масел отличные низкотемпературные характеристики. Вязкость таких масел более стабильна при изменении температуры, что, в частности, позволяет обеспечить отличный холодный пуск двигателя и отменную прокачиваемость масла зимой. Это лишь часть причин, объясняющих, почему спрос на синтетические масла неуклонно растет.

В след за изменением спроса меняется и предложение масляных компаний. Доля синтетических продуктов в линейках ведущих производителей неуклонно растет. Вот пример: в автомобильной линейке моторных масел компании Motul более двух десятков  100% синтетических продуктов и половина из них специальные масла, сделанные по спецстандартам моторостроителей и при непосредственном сотрудничестве с ними.

При выборе масла нужно понимать, что есть очень серьезные различия в конструкциях тех или иных двигателей. Неправильный подбор может привести к плачевным результатам. Поэтому лучше пользоваться рекомендациями специалистов и каталогами подбора. Как правило, серьезные производители делают их доступными для своих потребителей. Так, например, один из каталогов можно найти на сайте компании www.motul.ru В разделе “Все о продукции” или по ссылке:

Еще один вопрос, который часто волнует автолюбителей: промывать или не промывать масляную систему?

С одной стороны большинство высокоэффективных промывок смывает вместе с отложениями грязи масляную плёнку. И таким образом провоцирует повышенный износ из-за кратковременного сухого трения. Еще одна проблема: из двигателя невозможно полностью слить старое масло, неминуемо останется некое количество. Для разных конструкций это количество различно. Остаток растворителя, с растворенными в нём вредными веществами, не пойдет на пользу химически сбалансированному свежему маслу.

А с другой стороны: если в двигателе наблюдаются критические отложения вредных веществ, то это может привести к засорению и сужению каналов, или маслоприемника. Что в конечном итоге приведет к масляному голоданию и последующему дорогостоящему ремонту.

Как же минимизировать риск возникновения серьезных отложений в двигателе? Совет достаточно прост: следуя рекомендациям моторостроителя, своевременно меняйте масло, применяйте качественные масла. Идеальный вариант это 100%-синтетические масла или масла с высокой долей синтетики. Т.к. чем больше синтетики , тем стабильнее ведет себя масло в двигателе и выше стойкость масла к окислению. Помимо этого, такие масла имеют более высокую моющую способность. Это объясняет, почему масла с увеличенными межсервисными интервалами являются синтетическими. Такие масла обычно имеют маркировку LongLife, что дословно означает “долгая жизнь” и, как правило, содержат в названии буквы LL. Если же проблемы с загрязнением избежать не удалось и отложения критичны, то лучше промыть масляную систему.

Но бывают случаи, когда мыть все-таки надо. И желательно не испортить заливаемое масло следующим шагом. Оригинальное решение этой проблемы нашла компания Motul. Инженеры компании разработали моющую присадку к моторному маслу Motul Engine Clean , которая эффективно смывает образовавшиеся отложения. Помимо этого, моющая присадка Motul Engine Clean полностью химически совместима с пакетами присадок, применяемых в автомобильных маслах Motul , благодаря этому не происходит воздействия на свежее масло.

Теперь попытаемся ответить на вопрос: как часто нужно менять масло и что влияет на сокращение сроков его замены?

Регламент замены масла определяет конструктор мотора. Сроки замены масла можно найти в сервисной книжке или в официальных источниках моторостроителя (сайты представительств, официальные дилеры).

Практически все моторостроители делают примечания, что при тяжелых условиях эксплуатации необходимо сокращать установленные межсменные интервалы. Что же считать тяжелыми условиями эксплуатации? Прежде всего, это городской режим эксплуатации, пробки, движение на небольших скоростях с частыми остановками “газ-тормоз”. Когда автомобиль стоит в пробке счетчик километража (одометр) стоит неподвижно, а двигатель при этом работает. А износ масла происходит даже на холостом ходу, эта одна причина...Кроме того, ресурс масла зависит от конструктивных особенностей двигателя, нагрузки, температурного режима, манеры езды, качества топлива...Поэтому на различных автомобилях, эксплуатирующихся в различных условиях, ресурс одного и тоже же масла может отличаться.

Итак, идеальным вариантом для большинства современных двигателей является 100% синтетика. А что делать, если автомобиль уже пожилой или владельцу свежего отечественного автомобиля накладно платить за 100%-синтетику? Компромиссным вариантом являются смесевыемасла с высокой долей синтетики. Их свойства близки к свойствам синтетических масел , но при этом их цена соизмерима с ценой полусинтетических продуктов. Такие масла производятся по технологии Technosynthese®, запатентованной компанией Motul. Немного поясним, чем отличаются смесевые масла от полусинтетических, к которым их иногда ошибочно относят. Полусинтетические масла- это, по сути, улучшенные минеральные масла, в которые добавлено незначительное количество синтетики. Процентное содержание синтетики в смесевых маслах Technosynthese® значительно превышает этот показатель полусинтетических масел и в различных продуктах превышает треть от общего объема!

При выборе производителя масла неплохо почитать-послушать отзывы людей. Неплохо обратить внимание на моторный спорт, который, день ото дня становится всё популярнее, в том числе и в России. Ведь именно в авто-, мото- и водномоторном спорте создаются наиболее тяжелые условия для работы двигателя и сразу становятся очевидны преимущества и недостатки того или иного масла.

И в заключении хочется подытожить основные выводы, которые мы делали в данной статье:

При определении сроков замены, качества и стандартов масла нужно руководствоваться, в первую очередь, рекомендациями производителя мотора.

Не стоит экономить на качестве масла, т.к. от этого зависит срок службы и качество работы двигателя. Ремонт двигателя дорогое мероприятие!

Мы рекомендуем приобретать масла, произведенные компаниями имеющих накопленный многолетний опыт исследований и инноваций, авторитетных среди моторостроителей и активно тестирующих свою продукцию в моторном спорте, где как известно проходят испытания самых последних технических достижений.